Интерьеры старинных домов россии фото

1319

Интерьеры старинных домов россии фото

Интерьеры старинных домов россии фото



НА САЙТЕ «ЗЕМЛЯКИ»

Промысел возник в XIX в. в селе Абашево Спасского уезда, ныне Спасский район Пензенской области. Известность промысла в конце 1920-х гг. связана с ворота в гараж фото своими руками Ларионом Зоткиным ‒ мастером из села Абашево. Фигурки имеют удлинённое туловище. На вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми рогами. Свистульки раскрашены яркими красками ‒ синими, зелёными, красными. Считается, что лечебная глина, используемая для лепки, снимает тревогу и стрессы. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Художественный промысел резьбы по дереву сформировался в конце XIX в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Для абрамцево-кудринских изделий характерен растительный орнамент – веточки, розетки, завитки, а так же плоскорельефная резьба, полировка и тонировка дерева. Разнообразие изделий поражает: блюда, вазы, ковши, шкатулки, и предметы домашнего декора. Абрамцево-кудринские изделия выглядят, как из драгоценных сортов дерева, а делаются из той же липы, берёзы или ольхи.

Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря – центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб подмосковного посёлка.

История знаменитого вербилковского фарфора начинается в 1766 г., когда английский купец Франц Яковлевич Гарднер основал фарфоровую фабрику в подмосковном сельце Вербильцево, сейчас это – п. Вербилки Талдомского района Московской области. И уже в 1775 г. англичанин преподнёс сервиз в подарок императрице. Екатерина II тут же заказала на фарфоровом заводе в Вербилках императорские сервизы. В 1995 г. при предприятии «Фарфор Вербилок» было создано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Из последних наград вербиловского фарфора – Бриллиантовая и Золотая звёзды Союза предпринимателей Америки и Европы.

«Застывшие краски северной зимы» – так называют вологодское кружево, особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Начало промысла, как вида русского кружево, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), относится к 1820 г. Близ Вологды, в имениях помещиков, крепостные выплетали отделки к платьям и белью. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды: золотую медаль в Париже в 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Там же вологодский занавес «Русские мотивы» был отмечен высшей наградой Гран-при.

Весной 1842 г. в селе Истобенском Вятской губернии появилась первая гармонь вятского мастера Данилы Нелюбина. Не меняя общего вида гармони, мастер заменил железные голосовые пластины на латунные – более мягкие, не поддающиеся ржавчине. Инструмент дольше сохранял строй, а его звук стал более сильным и чистым. В 1900 г. на первой Парижской выставке вятские гармони получили самую высокую оценку специалистов Европы. Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях.

Кружево до сих пор часто называют «кукарским», это производное от слободы Кукарки, ныне г. Советска Кировской области. В 1840-е гг. сюда попало сцепное кружево из Великого Устюга, то есть вологодское. Мастерицы сумели его воспроизвести, а потом стали варьировать рисунки. Вятское кружево было известно не только в России, продавалось даже в Японии. Вятское кружево по красоте узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, а по лёгкости и тонкости разработок – елецкому.

Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель – визитная карточка России. Гжель включает около тридцати подмосковных сёл и деревень, объединённых названием «Гжельский куст». Местность гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Иван Грозный обозначил её как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. В статистическом описании Московской губернии 1811 г. гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная!

Один из самых старинных видов высокохудожественного народного искусства России существует в Нижегородском крае с ХVII в. Центрами промысла являлись крупные сёла на берегу Волги – Городец и Лысково. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Арзамаса. Познакомиться с историей российского промысла и его сегодняшним днём можно в музее фабрики «Городецкая золотная вышивка».   

Сюжетная «глухая резьба» есть только в Городце. Она пришла с кораблей в петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома. В основу городецкой глухой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а так же изображения львов и сказочных существ (берегинь). Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика. Сейчас художники используют также скобчатую, с подкраской резьбу и инкрустацию морёным дубом. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски, мелкую скульптуру.

Художественная роспись по дереву родилась в середине XIX в. в Поволжье, в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское, расположенных на берегах светлой речки Узоры. Изделия отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 г. основана артель. В 1960 г. артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись». Сохранились традиционные мотивы и образы – длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

Городецкий пряник – региональная разновидность русского печатного пряника, выпекается в городе Городце. Известен, по крайней мере, со второй половины XVIII в. В XVIII – XIX вв. Городец был крупнейшим пряничным центром Нижегородской губернии. Городецкие пряники были различных размеров, зачастую весьма внушительные. В.И. Даль указывает, что до пуда весом. Городецкие пряничники торговали ими на Нижегородской ярмарке.

Дулёвский фарфоровый завод» – одно из старейших предприятий России по производству фарфора. В 1832 г. Терентий Кузнецов, решив завести фарфоровое дело, какого еще не было во всей России, стал собственником земель в подмосковном местечке Дулёво. Именно здесь и был построен Дулёвский фарфоровый завод. Дулёвский фарфоровый завод набрал силу при Матвее Сидоровиче Кузнецове, внуке основателя завода. C 1918 г. по 1991 гг. завод и дальше оставался флагманом в своей отрасли.

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?»

Елецкая рояльная гармонь – уникальный инструмент, которому более 150 лет. Почему рояльная? В елецкой гармони клавиши, как у рояля. Клавиатуры расположены как справа, так и слева. Елецкая рояльная гармонь включена в список ЮНЕСКО. Рояльная – предок современного аккордеона. Её история восходит к середине XIX в. Крестьянин А.П. Ильин из Тульской области организовал в Ельце кустарный промысел гармоний. За основу взяли и усовершенствовали тульскую пятиклапанку. Гармонь выходила лучше тульских массовых, и в мастерскую потянулись заказчики. Елецкая гармонь, как и елецкое кружево, известны всему миру.

Пока зима не грянет, мужик валенки не купит, говорят в Ельце. Здесь знают, о чем толкуют. Местная фабрика, на которой валенки катают дедовским способом, вручную,– и достопримечательность, и кормилица. За елецкими валенками едут покупатели из близжайших областей и дальних регионов России. Елецкая сапоговаляльная фабрика изготавливает несколько разновидностей валенок: полосатые, в «яблоках», с рисунком, с меховой опушкой. Здесь выполняли заказ для знаменитого борца, олимпийского чемпиона Александра Карелина. Размер ноги сибирского богатыря – пятьдесят второй: не просто было растянуть заготовку на колодке до нужных размеров.

Город Елец – один из ведущих центров кружевоплетения России. Первое свидетельство о елецком кружеве датировано 1801 г., о чём свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в елецком кружеве. В конце XIX в. елецкое кружевное производство по своему объёму заняло в России первое место. Древнее и вечно молодое самобытное искусство кружевниц передаётся, как эстафета, из поколения в поколение и издавна приобрело мировую известность.

Первое документальное свидетельство о кузнецах в г. Ельце относится к 1592 г. Слобода «козенных кузнецов» впервые упомянута в росписи 1626 г., а её местоположение дошло до нас в названии Кузнецкой улицы г. Ельца. Пётр I посылал мастеров кузнечного промысла из Ельца на каширские и тульские заводы. И сегодня сохранились творения рук тех елецких кузнецов: оконные решётки, чугунные козырьки, лестницы, узоры кружевных балконов, фонтан в городском парке, кованые петушки печных труб. Современные мастера в  сувенирах и различных филигранных изделиях сохраняют поэзию ручного труда, драгоценное мастерство и местные народные традиции.

Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX в. подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосельцеве. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим.

Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История её возникновения тесно связана с древними (языческими) обрядами. Глиняная «баба» в «досельном» (старинном) наряде словно являла собой образ мира. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце точно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». Самым популярным персонажем остаётся Полкан – полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Своё название кирилловская гармонь получила в честь Кирилловского уезда Вологодской губернии. Кирилловская гармонь появилась в 1850 г. Её сделал Иван Разин. Он был первым гармонистом, который привёз в уезд так называемую гармонь-черепашку. Загоревшись, Разин решил также освоить искусство изготовления гармони, и у него получилось. Кирилловская гармонь прославилась на всю Россию. Хромки, тальянки, питерки, венки – это были различные модели кирилловских гармоней, без которых не обходилось ни одно народное гулянье. 

Первые отечественные мастерские по производству стеклянных ёлочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 г. князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

Народный промысел «Ковровская глиняная игрушка», современная история которого ведёт отсчёт с 1993 г., возрождается на основе глубоких исторических традиций. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII – XVI столетий. Новое развитие гончарный и игрушечный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй пол. XIX в. Основные образы ковровской игрушки – мать, кормящая или купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта.

Промысел зародился в августе 1809 г. в д. Домкино Тверской губернии. Здесь аптекарь Фридрих-Христиан Бриннер открыл фаянсовую фабрику. Впоследствии производство было перенесено в село Кузнецово. В 1929 г. название посёлка меняется на Конаково. В 2009 г. исполнилось 200 лет прославленному российскому предприятию – фаянсовому заводу Ауэрбаха-Кузнецова, который на протяжении двух столетий был одним из самых известных центров фарфорово-фаянсовой промышленности России. Слава кузнецовского и конаковского фаянса гремела по всей России и за её пределами.  

Ливенская гармонь («ливенка») – разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном – плясовых. На «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Они делались из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжаются в Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов г. Ливны.

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX вв.

Михайловское кружево – единственное в России цветное кружево. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна. Мастерицы из старинного г. Михайлова Рязанской области используют порой до 60 пар коклюшек. В нём нет цветочных и растительных мотивов, широко распространённых в других регионах России. Узор кружева строг и геометричен – древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала.

Промысел возник в посёлке Мстёра Владимирской области в 1923 г. на базе местного иконописного промысла, который был здесь с XVII в. Сейчас Мстёра – один из главных центров русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше: шкатулки, ларцы, очешники, офисный набор, баулы, пудреницы, визитницы, сигарницы, настенное панно, броши и многое другое. В отличие от другой русской лаковой миниатюры (Палех и Холуй), в мстёрской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными мазками на фоне сияющего голубого неба.

Оренбургский пуховый платок – тёплый символ России. Оренбургский платок – название собирательное: это и тёплый тяжёлый платок-шаль, и тонкий, лёгкий, ажурный платок паутинка. Впервые за рубежом платки были представлены на Парижской международной выставке 1857 г. До сих пор образцом считается платок знаменитой в прошлом мастерицы Настасьи Яковлевны Шепковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошёл, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.

По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак – яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделий из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Сам же стиль миниатюры сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Более трёх столетий традиционный гончарный и игрушечный романовский промысел бережно хранится на исторической земле в сёлах Ленино, Пады, Троицкое Липецкой области. Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета.

Ростовская финифть – уникальный традиционный народно -художественный промысел, который возник во второй половине XVIII в. как иконописный промысел. В этом ряду он родственен Палеху, Мстёре, Холую, только материал достаточно редкий – живопись по эмали. «Финифть» произошла от  греческого существительного  φέγγος (фенгос), означающего «мерцание». Специальные краски (изобретённые в 1632 г. французским ювелиром Жаном Тутеном) на основе стекла с добавлением окислов металлов наносятся на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист) и закрепляются обжигом в печи. Ростовская финифть входит в десятку лучших народных промыслов России.

Саратовская гармонь появилась в 1855 – 1856 гг. Отличается от других видов русских гармоник тем, что на ней имеются колокольчики. Гармони украшались деревянной резьбой, бархатом, кожей, мельхиоровыми накладками. В 2009 г. на проспекте им. Кирова в Саратове установлен памятник Саратовской гармони. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города – гармони.

Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов, создаваемых в особом температурном и временном режиме. Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла. Данный состав и способ соединения черни с серебром применялся на протяжении многих веков. История чернения по серебру начинается на устюгской земле в конце XVII в., куда искусство чернения, по преданию, перешло из Великого Новгорода ещё во времена Ивана Грозного. Уникальное искусство чернения по серебру принесло небольшому северному городу мировую известность.

Сергиев Посад – столица кукольного «царства» России. По одной из легенд, игрушки делал сам основатель монастыря – Сергий Радонежский. Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. Самым ходовым товаром были дешёвые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Изготавливают игрушки и в настоящее время. В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые её разновидности. Там же расположен Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

Скопинская керамика – едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Рождение промысла – 1640 г. Тогда в переписи населения появилось имя скопинского гончара – «Дёмка Киреев, сын Берников». В XIX в. в Скопине наладилось массовое производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. В виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб, многоярусных, богато украшенных лепниной. Фантазийные фигуры возили на базары в Москву, Рязань, Липецк, в города южной России и на Украину. Керамика промысла есть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина.

Уральская лаковая живопись по металлу возникла в XVIII в. при нижнетагильских заводах. Тагильский поднос старше жостовского. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу. Уральские заводчики Демидовы, будучи главными заказчиками расписных изделий, всячески поддерживали лаковый промысел. Тагильскую роспись по металлу нельзя спутать ни с какой другой: ей присущи богатство красок, чистота и изящество в обработке цветов, законченность композиции, утончённая вязь орнаментов.

Упоминания о тобольских косторезных изделиях относятся к самому началу XVIII в. Развитию и процветанию косторезного искусства в Тобольске способствовало обилие в Сибири мамонтовой кости, а также древнейшая резьба по ней, существовавшая у коренных народов Севера – ханты, манси, ненцев. Изготовлялись в то время тобольскими косторезами гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, костяная отделка к оружию, пуговицы и т.д. Тогда же тобольские мастера начали изготовлять и первые скульптурные изделия.

В Туле в 1820 г. появилась первая российская гармонь. Производство ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов на своей самоварной фабрике. В 1900 г. двух – и трёхрядные венские гармоники получили награды в Париже. В 1905 – 1907 гг. началось изготовление хроматических гармоник. Гармонь с хроматическим строем петербургский гармонист Орланский-Титаренко назвал «баяном». В годы Великой Отечественной войны производство гармошек было прервано. С фронта пошли письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!». Ныне тульская гармонь звучит по всему миру и, конечно, в России.

Самовар, по определению В.И. Даля, «водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Известно, что подобного вида конструкция была изготовлена Назаром Лисицыным в Туле, в Заречье в 1778 г. Большой интерес к самоварам со стороны населения, а также наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства.

Тульский пряник – самый известный вид русских печатных пряников. Изготавливается с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы. Имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры. Название пряника происходит от прилагательного «пряный», которое образовано от слова перец (др.- русск. пьпьрь, обозначавшего пряности, приправы). Туляки не зря говорят, что знаменитый тульский пряник – восьмое чудо света.

В 1990 г. работники литейно-механического цеха Уральского алюминиевого завода отлили колокола для только-только открывшейся Покровской церкви. Через год, в 1991 г., была уже создана «Мастерская литья колоколов ЗАО «Пятков и К». Первыми «громкими» работами уральских литейщиков были колокола для Собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Сегодня же общее число храмов России, ближнего Зарубежья, а также США, Канады, Греции (Афон) и стран Восточной Европы, поющих голосами уральских колоколов, давно перевалило за тысячу.

Промысел зародился в 1795 г. в с. Данилково, затем перенесён в соседнее с. Федоскино Мытищинского уезда. Здесь и поныне сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В её основе лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс. Виртуозное владение прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными как в России, так и в Европе.

Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. Родина промысла – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI в. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлинённые изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. 

История Холмогорского промысла уходит в XVIII в., мастера украшали костью рукоятки ножей. В стиле резьбы пересекаются северорусская, центрально-русская, западноевропейская и традиции народов севера. Екатерина I хранила вещи в холмогорских ларцах. Павел I принимал в подарок вазы, хранящиеся сегодня в Эрмитаже. К началу XX в. искусство холмогорской резьбы по кости практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров. Подъём холмогорской резной кости начался с 1920-х гг.

Холуйская миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, ларцы и др.). Технология изготовления изделий из папье-маше была заимствована (по примеру Палеха и Мстёры) у мастеров лакового промысла федоскинской миниатюры. Для Холуйской миниатюры характерна конкретная материальность образов, укрупнённость деталей композиции, декоративная живописная манера с колоритом, построенным на контрастном сочетании тёплых и холодных тонов. 

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Роспись со свойственными ей технологией, колоритом и орнаментом возникла на рубеже ХVII– ХVIII вв. на севере Нижегородской губернии. Название знаменитому промыслу дало торговое село Хохлома, куда привозили свои изделия ложкари из окрестных селений. Эти изделия традиционно лучший сувенир из России, и, как встарь, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.

Народный художественный промысел резьбы по кости распространён у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова (пос. Уэлен и др.). Произведения чукотской резной кости известны с первых веков н.э. В конце XIX – начале XX вв. в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначенные для сбыта. Для начала XX в. характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.

Шемогодская прорезная береста – традиционный русский художественный промысел резьбы по бересте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда (ныне Вологодская область). Шемогодская береста – это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на деревянные шкатулки, коробочки, чайницы, блюда. Промысел резьбы по берёсте образовался в XVIII в. В 1918 г. в деревне Курово-Наволок образовалась артель «Художник», а в 1981 г. был создан художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры».

Гармони в городе Шуя выпускаются с 1887 г. Это о них строки старинной песни – «Я поеду в город Шую и куплю гармонь большую, как приеду на село, заиграю весело!». Гармонь в Шую привёз с Нижегородской ярмарки Иван Соколов. По этому образу и подобию он сделал инструмент со своими изменениями. В   Шуе начали создаваться музыкальные инструменты ручной работы. По происшествие нескольких лет слава о шуйской гармонике и о мастере Соколове (точнее, о братьях Соколовых) разнеслась по всей России.

НА ДРУГИХ САЙТАХ

  Народные промыслы  

 

Промысел возник в XIX веке в селе Абашево Спасского уезда, ныне Беднодемьяновский район Пензенской области. Известность промысла в конце 1920-х годов связана с Ларионом Зоткиным – мастером из Абашево. Фигурки имеют удлинённое туловище. На вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми рогами. Свистульки раскрашены яркими красками – синими, зелёными, красными. Считается, что лечебная глина, используемая для лепки, снимает тревогу и стрессы.    

 

Возникновение промысла резьбы по дереву связано с художниками подмосковного абрамцевского кружка, организовавшим в усадьбе С.И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую. Здесь учились и работали резчики из окрестных сёл Хотькова, Ахтырки, Кудрина. В 1936 был выполнен заказ по оформлению входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. В 1937 году в Париже представлена обширная коллекция резных изделий. Центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий «Народное искусство».    

 

Местом происхождения деревянной игрушки в виде птицы является Архангельская область. Её называют ещё и «Поморским голубком». Птица вешалась в доме в качестве хранителя домашнего очага и благополучия. Изготавливается из цельного бруска, без применения клея, путём нарезки лепестков и специального метода изгибания. Носителем традиции изготовления птиц в XX веке был Мартын Фатьянов из деревни Селище Архангельской области. В деревне открыт музей, посвящённый его творчеству. Промысел птицы счастья восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».    

 

Керамические изделия вырабатываются в лакском с. Балхар-Акушинского района Дагестана. В XVII–XVIII вв. – в период наивысшего расцвета промысла – сложился характерный тип неглазурованной балхарской керамики, отличающейся гармоническим сочетанием строгой простоты силуэта и лаконичности орнамента кистевой росписи ангобом. Ассортимент широк: большие водоносные кувшины, маслобойки, горшки для цельного и кислого молока, кувшины, тарелки, пиалы, миски и др. Балхарские изделия покрываются белой и жёлтой глиной.    

 

Особым явлением народной культуры Тульской области является Белёвское кружево. Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини Крестовоздвиженского монастыря г. Белёва в XVII-XVIII в.в. Кружево применялось для отделки платья знати и праздничных одежд священнослужителей. В самом Белёве плели мерное, «верховое» кружево для столового и постельного белья. В 1880 г. в городе и уезде насчитывалось 2 тыс. кружевниц. Сегодня мастерицами Тульской области предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла.    

 

В 90-х гг. XX в. Владимиром Махнюком была разработана техника обработки бересты, которая получила общепризнанное название «Берестяное барокко». Местом промысла стал г. Шадринск Курганской области. Работы мастера хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском и Челябинском музеях изобразительного искусства и др. музеях страны. В 2011 г. Совет по народным художественным промыслам и ремёслам Курганской области отнёс работы шадринской берестяной мастерской «Честа» к народным художественным промыслам.    

 

Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря - центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб подмосковного посёлка.    

 

Роспись существует с XVIII века в селе Борок, ныне это деревня и пристань на реке Северная Двина Архангельской области. Роспись повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделённые орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон. Символ борецкой росписи - Древо жизни: огромный цветок с прямым стеблем, вокруг него изображаются цветы, птицы, ягоды, листья. Основной цвет росписи - красный. Роспись очень дорогая и сложная с использованием сусального золота и яичной темперы. В XVIII веке золотофонную борецкую прялку меняли на корову.    

 

Первые попытки декоративной обработки борнуковского камня в с. Борнуково Нижегородской губернии были предприняты примерно в середине XIX в., однако его ожидала сложная судьба. Удивительные по своей красоте и самобытности скульптуры из борнуковского ангидрита экспонировались на лучших выставках Европы, ими украшались дворцы и замки самых знатных фамилий России. Традиции камнерезного искусства сегодня продолжает фабрика «Борнуковская пещера». Образцы животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми «характерами».    

 

Искусство цепочечного плетения, которым славятся бронницкие умельцы, выросло из традиций древнего кольчужного промысла. Кольчуги из Бронниц были на ратниках Димитрия Донского. Цепочечный промысел дополнился изготовлением брошей, серёг и браслетов из серебра и золота. Неслучайно, что в гербе города красуется золотой конь. Эстафету древних умельцев перенял Бронницкий ювелирный завод. Авторские работы хранятся в музее Московского Кремля, Государственном Историческом и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.    

 

Ещё в XVIII в. мастера Павлова и Ворсмы Нижегородского края украшали ножи костяными р